20.12.2017 13:26
Новости.
Просмотров всего: 13928; сегодня: 5.

КФУ участвует в российско-германском проекте «Classroom Cultural Diversity Climate»

КФУ участвует в российско-германском проекте «Classroom Cultural Diversity Climate»

Казанский федеральный университет инициировал масштабный российско-германский исследовательский проект в области образования, к участию в котором привлечены Университет Потсдама, Российский экономический университет им. Плеханова, Томский государственный педагогический университет, Уральский государственный педагогический университет. Ключевая задача этого кросскультурного исследования - изучение школьного климата в России и Германии.

В последние десятилетия зарубежные исследователи все более пристально анализируют ежедневно происходящие в школе события, причем фиксируют не только объективные показатели учебной деятельности, но и социальные и психологические характеристики. Одной из таких характеристик является школьный климат – невидимый, но ощущаемый всеми участниками элемент школьной жизни. Школьный климат рассматривается как фактор не только академических достижений, но и другого рода результатов обучения в школе – развития социальных навыков, уровня самооценки школьников, их эмоционального и психологического состояния.

Интерес к школьному климату выходит за пределы сугубо исследовательских или управленческих задач, он важен также для родителей учеников, например при выборе школы. В европейских странах и США созданы центры изучения школьного климата, существует более сотни инструментов, предназначенных для его измерения на разных этапах обучения (в начальной, средней, старшей школе) и для разных участников образовательного процесса (учителей, директоров, учащихся и их родителей) с очень широким диапазоном применения результатов.

В России для изучения школьного климата и его влияния на академическую успеваемость зачастую используются данные масштабных международных исследований, например PISA. Однако без валидного и надежного русскоязычного инструментария невозможно подтвердить достоверность результатов.

Ученые из Центра инклюзивного образования (Inclusive Education Group) Потсдамского университета под руководством профессора Линды Янг сосредоточили свое внимание на школьном климате в контексте культурного разнообразия и степени его влияния на адаптацию школьников – подростков. Немецкими исследователями было высказано предположение о том, что позитивный школьный климат наиболее важен для подростков с иммигрантским опытом. Учеными разработан опросник «Classroom Cultural Diversity Climate scale (CCDCS-2)» и собран богатый эмпирический материал в школах Германии, Бельгиии, Швеции.

Научные сотрудники Центра миграционной педагогики Института психологии и образования КФУ под руководством профессора Дины Бирман занимаются изучением проблем адаптации детей иммигрантов в образовательных учреждениях России. В ходе общения с немецкими коллегами возникла идея сближения двух научных коллективов и проведения совместного исследования. Для России данный проект представляет особый интерес, так как изучение школьного климата в контексте культурного разнообразия в отечественной науке до сих пор не проводилось. По мнению экспертов, эта проблема входит сейчас в число наиболее актуальных для современной российской школы.

С российской стороны исследовательский проект возглавляют профессор университета Майами Дина Бирман и профессор КФУ А.Калимуллин. Напомним, что Дина Бирман является приглашенным профессором нашего университета и одним из руководителей САЕ «Учитель 21 века». По результатам ее исследований в 2017 году были опубликованы пять статей в высокорейтинговых международных журналах. Не менее важно, что под руководством Дины Бирман началось формирование собственной научной школы КФУ в области адаптации детей мусульман-мигрантов.

Первые результаты уже налицо – проведены интереснейшие сопоставительные исследования и приняты в печать статьи доцентов Чулпан Громовой, Резеды Хайрутдиновой, Камиля Насибуллина. Наши ученые становятся все более известными за пределами России, получая гранты на участие в международных научных школах. Продуктивно входит в проект выпускница университета Саутгемптона (Великобритания) – Елена Семенова, работающая в Институте психологии и образования в качестве научного сотрудника.

— Целью заявленного проекта является дальнейшая теоретизация проблемы школьного климата, адаптация и совершенствование опросника для российского контекста и изучение степени влияния школьного климата на адаптацию подростков-иммигрантов и неиммигрантов. Сравнение результатов исследования в России и Германии может помочь российской исследовательской группе разработать более богатое и более тонкое понимание особенностей школьного климата, а также инструментов, которые его оценивают.

Масштабность данного исследовательского проекта заключается в том, что сбор и анализ эмпирического материала будет проводиться в пяти регионах Российской Федерации.

Отметим, что проект «Classroom Cultural Diversity Climate» был заявлен на грант русско-немецкого научного фонда DFG, результаты которого будут известны в 2018 году.


Ньюсмейкер: Казанский федеральный университет — 855 публикаций
Поделиться:

Интересно:

20 млн учащихся приняли участие в уроке о геноциде советского народа
19.04.2024 16:10 Новости
20 млн учащихся приняли участие в уроке о геноциде советского народа
Накануне Дня единых действий в память о жертвах преступлений против советского народа, совершенных нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны, который отмечают 19 апреля, в российских школах прошли занятия «Разговоры о важном».  В рамках «Разговоров о...
Подмосковье - в числе регионов-лидеров по объему закупок у самозанятых
19.04.2024 09:21 Новости
Подмосковье - в числе регионов-лидеров по объему закупок у самозанятых
С 1 апреля 2020 года самозанятым гражданам разрешили участвовать в закупках по 223-Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на равных условиях с малым и средним бизнесом. Это способствовало значительному приросту объёма закупок у граждан, применяющих...
День единых действий в память о геноциде советского народа в годы ВОВ
19.04.2024 07:40 Интервью, мнения
День единых действий в память о геноциде советского народа в годы ВОВ
В деле сохранения исторической правды есть особая дата - 19 апреля. В этот день в 1943 году был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР N39 "О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для...
В Петербурге завершились съемки фильма «Блокадный Трезорка»
18.04.2024 18:13 Новости
В Петербурге завершились съемки фильма «Блокадный Трезорка»
Киностудия «Ленфильм» завершила съемки нового короткометражного фильма – «Блокадный Трезорка». Картина создается по мотивам одноименного рассказа петербургского писателя Александра Смирнова при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга. В годы блокады Ленинграда произошло немало удивительных...
Исторические памятники в московских парках
18.04.2024 09:02 Новости
Исторические памятники в московских парках
Столичные парки не просто места для прогулок и досуга: многие из них хранят память о царях, графах, меценатах и советских воинах.  Деревянный домик Петра I, «Грот», украшенный ракушками со всего мира, и березы партизан — столичные парки представляют собой своего...